Смесь пропан-бутан техническая

Пропан – это бесцветный газ с химической формулой C3H8, не обладающий запахом и входящий в состав топлива СУГ. Сжиженный углеводородный газ – смесь пропана и бутана – применяется в качестве топлива для газовых резервуаров – баллонов и газгольдеров, автомобилей, также применение пропана (упрощенное и часто применяемое название пропан-бутана) можно увидеть при газокислородной сварке.

Пропан-бутан технический применяется в качестве топлива для газгольдеров

Технический пропан является газом, использующимся в качестве топлива для бытового потребления – такой пропан является топливом, не предназначенным для автомобилей. ГОСТ  20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» выделяет 5 типов газов в зависимости от их использования в разных отраслях и концентрации пропана или бутана в них:

  • пропан технический,
  • бутан технический,
  • пропан-бутан технический,
  • пропан автомобильный,
  • пропан-бутан автомобильный.

Технический (применяемый для отопления и в промышленности) пропан обладает следующими характеристиками:

  • массовая доля пропана и пропилена – не менее 75% от общей массы пропана и других газов;
  • давление насыщенных паров газа – не более 1,6МПА при температуре 45оС;
  • интенсивность запаха (которые дают добавляемые во все горючие газы сероводороды) – не менее 3 баллов.

Наиболее распространен в качестве топлива для емкостей с газом другой вид смеси – пропан-бутановая техническая (СПБТ). Содержащая в своем составе пропан и бутан, смесь обладает следующими характеристиками (согласно ГОСТ 20448-90):

  • массовая доля бутана и бутиленов в смеси – не более 60%;
  • давление насыщенных паров смеси пропан-бутана – не более 1,6МПА при температуре 45оС;
  • массовая доля серы и сероводорода в пропан-бутане – не более 0,013%;
  • интенсивность запаха – не менее 3 баллов.

 

Технический пропан и бутан в качестве топлива используются вместеБутан (не смесь газов, а отдельно) не может применяться в качестве топлива при отрицательных температурах. Несмотря на хорошую теплотворную способность бутана, замерзает этот газ уже при температуре -0,5оС. Пропан (не смесь, а также отдельно) имеет свойство чрезмерно расширяться при нагревании, что создает опасность повреждения емкости, хранящей газ, или ее взрыва. Поэтому пропан и бутан в качестве топлива используются вместе, а ГОСТ устанавливает предельную массовую долю обоих газов в пропан-бутане. Так, смесь пропан-бутановая техническая не может содержать более 60% бутана. А для северных регионов России в холодный период года устанавливается содержание в смеси чистого пропана в количестве не менее 75%.

В летнее время содержание бутана в смеси доходит до максимальных 60%, так как такая жидкость не замерзает и обеспечивает хорошее испарение с последующей подачей к котлу, не неся риска взрыва или повреждения стенок сосуда. Однако для газгольдеров, заправляющихся раз в год, рекомендуется использовать топливо с 60-70% пропана такая концентрация топлива не только обеспечивает безопасное функционирование авономной системы, но и позволяет эксплуатировать емкость зимой без риска промерзания топлива.

Согласно ГОСТ 1510, смесь пропан-бутан техническая должна храниться в резервуарах под давлением – в стационарных хранилищах под землей (газгольдерах), в газовых баллонах. Транспортировка пропан-бутана технического осуществляется в соответствии с правилмаит перевозки опасных грузов.